ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
             НОВОЕ НА САЙТЕ
 МЕТОД РЭЙКИ
    -  История
    -  Микао Усуи
    -  Принципы Рэйки
    -  Инициация
    -  Ступени и
       Символы


 ЯПОНСКАЯ
 ТРАДИЦИЯ РЭЙКИ


 ПУТЬ С РЭЙКИ


 КОНТАКТЫ


 ПРАКТИКА
    -  1я Ступень
    -  2я Ступень
    -  3я Ступень


 УДИВИТЕЛЬНАЯ
 ЯПОНИЯ


 ОБРЕТЕНИЕ ДАО
    -  Дао и Рэйки
    -  Пути Осознания
    -  Цигун
    -  Дао Улыбки


 МУДРОСТЬ
 ИСКУССТВА МИРА


 РЭЙКИ И...
    -  Чжень-Цзю
       терапия
    -  СуДжок
    -  Массаж и
       остеопатия
    -  Астрология


 КЛИНИКА
 ДИСТАНЦИОННОЙ
 ТЕРАПИИ
    -  Принципы лечения
    -  Лечение
       заболеваний
    -  Запись на лечение


 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
 ДОКУМЕНТЫ О РЭЙКИ


 ФОРУМ


 ДРУЗЬЯ ШКОЛЫ

НЮДОСАКИ-НО ДАЙДЗЁДАИДЗИН

Нет, то не снег цветы в садах роняют,
Когда от ветра в лепестках земля, —
То седина!
Не лепестки слетают,
С земли уходят не цветы, а я...

* * *

МИНАМОТО САНЭТОМО

Песня о сердце в глубине сердца

Где боги живут?
Где обитают будды?
Ищите их
Только в глубинах сердца
Любого из смертных людей.
* * *

Песня о «срединном пути» согласно Махаяне

Этот мир земной —
Отраженное в зеркале
Марево теней.
Есть, но не скажешь, что есть.
Нет, но не скажешь, что нет.

* * *

Воспеваю первый день
первой луны нового года

Ранним утром гляжу:
Горы затмились туманом,
Это сходит весна
С необъятной равнины
Вечносущего неба

* * *

Лишь я один
Ее называю любимой!
К ней волны бегут.
Венчает чело горы
Снег, летящий с небес.

АЙКИ

(Из книги Джона Стивенса «Секреты Айкидо»)

Айки, первая часть слова Айкидо, состоит из двух китайских иероглифов: ай, который означает «встречаться, смешиваться, присоединяться, гармонизировать», и ки, слова со множеством значений, означающего в данном случае «дух» и «настроение». Айки всегда было центральной темой азиатской философии. Однако Морихэй объявил, что его интерпретация айки гораздо шире, чем интерпретации прошлого, и определил айки следующим образом:
Айки — это универсальный принцип, который сводит все вещи воедино; это оптимальный процесс объединения и гармонизации, происходящий во всех сферах, от бескрайнего Космоса до мельчайшего атома.
Айки — это великий замысел Космоса; это жизненная сила, которая связывает материальные и духовные аспекты творения. Айки — это поток природы.
Айки обозначает единство тела и духа и представляет собой проявление этой истины. Более того, айки дает нам возможность привести к гармо-ничному единству небо, землю и человечество.
Айки означает «жить вместе в гармонии», в состоянии взаимного согласия. Айки — это высшая социальная добродетель. Это сила примирения, сила любви.
Айки в видении Морихэя очень близко понятиям западной философии integritas (целостность) и consonantia (гармония). Интеграция, объединение — тела и духа, себя и другого, человечества и природы, красоты и правды — это условие, к которому должны стремиться все люди. Единство — это также моральное состояние: тот, кто един, может действовать самым лучшим и самым честным способом.
Consonantia (по-гречески гармония) — это «соответствие одного другому». Мудрецы Запада также постигли гармонию сфер и процесс, в котором все элементы сами организуются в великое целое. Гиппократ писал: «Все вещи находятся во взаимном соответствии». На языке современной физики это звучит так: «Количество позитивной энергии во Вселенной в точности равно количеству негативной энергии; Вселенная представляет собой (и всегда представляла) совершенно уравновешенную энергетическую систему».
Интуитивное знание того, что «все вещи находятся во взаимном соответствии», было общим убеждением как на Востоке, так и на Западе. Трагическим образом, современная цивилизация была отравлена ошибочным утверждени-ем, что жизнь — это всего лишь интенсивное соперничество между видами, в котором выживает только сильнейший. Бесспорно, жизнь — это всегда испытание, и люди, чтобы выжить, должны быть физически и ментально приспособленными (это одна из причин, почему мы занимаемся Айкидо). Однако пагубная точка зрения на наше существование как на постоянную битву с врагами, которых нужно либо покорять, либо полностью уничтожать, явилась прямой причиной эксплуатации и разрушения как человечества, так и окружающий среды, с такой силой проявившихся в девятнадцатом и двад-цатом веках.
Упор на необходимость быть «победителем» любыми средствами и любой ценой по большей части уничтожил благородный идеал «спортивного мастерства» в современной атлетике. Морихэй писал: «Спорт в наши дни хорош только для физических упражнений — он не тренирует всего человека. С другой стороны, практика айки воспитывает отвагу, искренность, верность, великодушие и красоту, а также делает тело сильным и здоровым». В традиционном Айкидо нет формальных соревнований, а поэтому нет «победителей» и «побежденных». Многим людям очень сложно принять эту позицию. Даже некоторые из самых близких учеников Морихэя не соглашались с мастером по этому поводу. Они настаивали на организации определенного рода соревнований, которые проводились бы либо в форме турниров по Дзюдо, либо по бальной системе олимпийских состязаний.
Однако Морихэй до самого конца придерживался мнения, что айки — это сотрудничество. В каждом упражнении Айкидо партеры по очереди становятся нападающими и защищающимися, победителями и побежденными. Таким образом, тренирующийся очень многому учится, на собственном опыте постигая обе стороны уравнения Айкидо. Посторонние наблюдатели (а иногда и сами ученики) часто замечают: «Техники Айкидо работают только в том случае, если твой партнер сотрудничает с тобой». Это именно так. Риндзиро Сирата Сэнсэй объяснял айки так: «Живя в гармонии, давайте возьмемся за руки и достигнем финишной черты вместе».
Айки, как средство исцеления, означает возвращение к жизни и прилив энергии. Лучшие доктора любых культур понимали, что правильный диагноз по большей части зависит от настроенности на пациента, позволяющей почувствовать, что на самом деле пациента беспокоит. Только после этого могло быть предложено соответствующее лекарство. (В старые времена в Японии определенный тип айки использовался для приведения в чувство людей, потерявших сознание в результате несчастного случая или комы.) Морихэй часто говорил о целительных восстанавливающих свойствах тренировок айки: «После хорошей работы у вас должно быть больше энергии, чем было в начале!»
Существует еще одно значение айки, самое важное для истинной гармонии: совершенное единство мужчины и женщины, блаженное состояние полной физической и духовной близости. (В китайских трактатах, посвященных сексу, термин айки использовался для обозначения наивысшего сексуального переживания.) Естественное и чистое объединение мужского и женского принципов лежит в основе всего творения. Не следует ошибочно принимать либидо за простое вожделение. Скорее его нужно понимать как искреннее стремление к интеграции и реализации. Мужчина и женщина остаются бесплодными до тех пор, пока не объединятся. Желание стать едиными, восстановить первичное единство — вот цель Айкидо (и всех остальных искусств).
Подобным же образом существует своего рода айки эмбриологии: идеальный ребенок зачинается, когда оба родителя находятся в полной гармонии, поистине едины телом и душой. Если родители остаются в согласии в период беременности, то плод питается айки, качеством, которое бьется в сердце матери и течет в ее крови.
Технически айки — это «совершенный тайминг». В додзё человек пытается плавно объединиться с атакующей силой, используя лишь необходимое количество движения, баланса и силы. В повседневной жизни человек старается как можно лучше приспособиться, реагируя на различные жизненные испытания с острым чувством айки.

КОТОТАМА - ЯЗЫК БОГОВ

(Из книги Джона Стивенса «Секреты Айкидо»)

Кототама, «слово-дух», является японским термином, но существование первоначального языка, вызванного к жизни непосредственно богами творения, — это понятие, глубоко укоренившееся во всей мировой культуре. Fiat lux — «Да будет свет!» из Книги Бытия (1:3) — это кототама, в которой произнесение и действие одновременны. Имя Адам также кототама: А = подъем, восток; Д = спуск, запад; А = арктический, север; М = меридиан, юг. Это означает, что слово-дух Адама, первого человека, охватывает все четыре направления Вселенной.
Бог научил Адама истинному языку — каждый звук в точности соответствовал каждому предмету, — поэтому Адам мог давать имена и названия всем растениям и животным мира. (В средневековой Англии верили, что младенец мальчик при рождении издает крик «А, А», что означает «Адам», а младенцы девочки кричат «Э, Э», что подразумевает «Ева»). Древние пророки Израиля прекрасно осознавали огромную силу кототама: могучий боевой крик Иисуса Навина и его армии разрушил стены Иерихона (Нав. 6: 19). Некоторые иудейские каббалисты верили, что текст Торы настолько силен, что может наделить человека способностью создавать миры, поднимать мертвых и другими чудесными способностями.
Мусульмане-суфии сочиняли мистические тексты, состоявшие исключительно из арабских кототама (схема Абджад (Abjad) — скрытый язык математической точности и эзотерического содержания). Также в исламе существует практика чтения вслух наизусть «Девяноста Девяти Имен Аллаха». Одно такое имя, например, Аль-Фатта, «Открыватель», — кототама, которая «открывает сердце человека и устраняет все преграды». Некоторые африканские племена, такие, как догоны, твердо верят в то, что речь сама по себе была первоначальным актом творения, они также считают фермерство, ткачество и занятия любовью выражениями этой речи.
На Западе самый выдающийся пример принципа кототама встречается в начале Евангелия от Иоанна: «В начале было слово». Слово Logos (лат. verbum) богато значениями: «порядок», «модель», «проект», «соотношение», «oratio» (речь и членораздельное произношение), «причина», «принцип», «гармония межу противниками». Logos также можно перевести как «совершенное созвучие», одновременное и гармоничное сочетание звуков. В этом случае гармония айки реализуется как звуки речи и музыки.
Звуки речи и музыки имеют целительный аспект, еще одно расширение принципов айки. Греческий философ и математик Пифагор в своей академии поощрял изучение «музыки сфер», начиная и заканчивая занятия песнями, которые, по его убеждению, могли излечить ментальные и физические недуги его учеников. В английском языке также есть выражение для обозначения идеального состояния «a sound mind in a sound body» (русский эквивалент «в здоровом теле здоровый дух»; sound — это и «здоровый», и «звук» — прим. перев.), которое подразумевает, что «настроенность ведет к целостности и силе».
У индусов этот принцип выражался таким образом: «Что бы боги ни делали, они делают это посредством песни». (Коренные американцы верили в то же самое: «Великий Дух дал человечеству песни и барабанный бой, чтобы сохранять связь с Божественным Присутствием».) Звук, воплощенный в священном символе ОМ, дает материи форму и целостность. Все имеет свой голос. Творение идет от неуловимого к явному посредством звука (нада). Вариации в концентрации и длине излучаемых атомами волн порождают то, что люди ощущают как свет, объем, структуру. (Или, как сказал бы квантовый физик: «Вся материя — это вибрации».) В буддийских сутрах, которые начинаются с заявления: «И таким образом я услышал», состояние нирваны иногда определяется как гармоничное слияние всех первичных звуков: «Когда Будда появился, все животные с восторгом затрубили, заржали и замычали; все птицы от счастья защебетали в унисон; украшения мелодично зазвенели все вместе; а все музыкальные инструменты зазвучали как один».
В древнем Тибете работа отождествлялась с песней. У тибетцев была определенная песня для каждого рода занятий — вспахивания, засевания, сбора урожая, молотьбы зерна, погрузки товара перед выездом на рынок, подсчета прибыли, разбивания камней, дорожных работ, строительства домов, шитья, ткачества и так далее. Очень мало что делалось без животворного присутствия песни.
Морихэй сформулировал свое понимание кототама в контексте своей собственной культуры. Он глубоко изучал науку звука, преподававшуюся в буддийской школе Сингон и синтоитской секте Омото-кё. Онисабуро Дэгути, соучредитель Омото-кё, говорил Морихэю: «Каждый человек — это живой храм, миниатюрная Вселенная. Если ты хочешь узнать истину небес и земли и постичь великий замысел творения, изучи богов, которые живут внутри тебя. Если ты искренен в своем намерении и чист сердцем, то сможешь на самом деле услышать звуки, поддерживающие творение».
Морихэй сформулировал свое понимание кототама в контексте своей собственной культуры. Он глубоко изучал науку звука, преподававшуюся в буддийской школе Сингон и синтоитской секте Омото-кё. Онисабуро Дэгути, соучредитель Омото-кё, говорил Морихэю: «Каждый человек — это живой храм, миниатюрная Вселенная. Если ты хочешь узнать истину небес и земли и постичь великий замысел творения, изучи богов, которые живут внутри тебя. Если ты искренен в своем намерении и чист сердцем, то сможешь на самом деле услышать звуки, поддерживающие творение».
После многих лет интенсивного обучения Морихэй представил своим ученикам собственное видение кототама. «Большой Взрыв» в схеме Морихэя — это слог СУ. Это точка творения, центр всего существования. Обычно азиатская мысль высшим семя-звуком предполагает А, но в некоторых системах, таких, например, как система Морихэя, СУ является более подходящим кандидатом на эту роль, поскольку СУ представляет собственно акт дыхания, а не просто акт открывания рта, как А. Морихэй следующим образом объяснял эволюцию Космоса:
Не было ни небес, ни Земли, ни Вселенной, только одно пустое пространство. В этой бескрайней пустоте неожиданно проявилась одна-единственная точка. Из этой точки спиралью вышли пар, дым и туман, образуя светящуюся сферу, и родилась кототама СУ. По мере того как СУ расширялась по кругу вверх и вниз, вправо и влево, начались природа и дыхание, чистые и незагрязненные. Дыхание развилось в жизнь, и появился звук. СУ — это «Слово», упомянутое в христианской Библии.
Морихэй, произносящий кототама О перед тренировкой. В этом случае Морихэй делает своим веером спиральные движения вверх и вниз, вправо и влево, произнося кототама на одной растянутой ноте. Он помещает свою левую руку на центральной точке своего тела, в том месте, где в человеке сосредоточено космическое семя-звук СУ. Эта практика, как говорил Морихэй, «зажигает кровь и создает свет, тепло и энергию».
В мифологии Синто СУ отождествляется с Амэ-но-минака-нуси-но-ками, «Богом-Правителем Священного Центра Небес». Из этой точки творения возникли две изначальные порождающие силы, именуемые в Синто таками-мусуби-но-ками и ками-но-мусуби-но-ками. В других системах эти две оси творения обозначаются такими терминами, как Шива-Шакти; ян-инь; огонь-вода; Отец-Небо — Мать-Земля; центробежная сила — центростремительная сила.
На микрокосмическом уровне Морихэй поместил СУ в центральной точке нашего существа. В утробе человеческая жизнь начинается с одной-единственной сферы, которая посредством взаимодействия двух порождающих сил проходит через все формы органической структуры, начиная с низшей (амеба) до высшей (мужчина или женщина). Это означает, что человек переживает опыт сознательного существования еще в утробе — факт, который большинство людей забывает ко времени своего рождения.
По мере того как СУ продолжает расширяться, появляется кототама У. Одновременно У разворачивается в кототама Ю и МУ, а дальше расширяется в кототама А-О-У-Э-И. Ю означает «существует», «нечто», «да»; слог МУ означает «не существует», «ничто», «нет». Объединенные вместе, они произносятся как УМУ, японское слово, обозначающее «рождение». Отсюда следует, что для появления жизни необходимо объединение физического и духовного; существование — это баланс формы (тела) и пустоты (души). А-О-У-Э-И — это кототама, вдыхающие в мир жизнь. Символизм каждой кототама можно коротко представить следующим образом:
А распространяется вверх. Означает актуализацию от атама (головы) до аси (стоп). А — первый среди звуков, прародитель всех букв, сосредоточен вокруг рта и горла.
О движется вниз, и напряжение между ним и А создает физические формы. Поэтому О идентифицируется с внешней стороной вещей, «оболочкой». О сосредоточено возле сердца.
У возвращается к себе, рождая, двигая, позволяя людям обрести жизнь. У рождается глубоко в животе.
Э расширяется и становится каналами, оболочкой и конечностями жизни. Э распространяется по всему телу.
И представляет собой жизненную силу. И мощно вибрирует и проецируется из тела наружу.
Из этих пяти гласных звуков возник весь остальной алфавит японского языка, вместе семьдесят пять звуков (расположенных в древнем порядке):
Эти звуки формируются в котоба, слова, содержащие реальное значение, и котомукэ, успокаивающую речь, приносящую мир.
Каким образом Морихэй на практике применял науку кототама? Морихэй большую часть утра проводил в уединении, практикуя кототама СУ и слушая вибрации А-О-У-Э-И. Перед самой тренировкой Морихэй, чтобы подготовиться, обычно использовал кототама О. Произнесенный со всей концентрацией тела и духа, звук О становится резонансом великого вселенского замысла. Морихэй чувствовал, что О и другие кототама приводят в действие скрытые силы Вселенной и даже дают человеку контроль над богами. (Кототама О часто произносится во время обрядов Синто, чтобы призвать богов, а японские рыбаки и ныряльщицы распевают О-О-О-О для того, чтобы успокоить штормящее море.)
Поскольку Морихэй мог демонстрировать невероятные способности, можно предположить, что он действительно задевал своими кототама правильные струны. Но как ученикам использовать эти жизненно важные элементы культуры Айкидо? Хотя Морихэй постоянно говорил о кототама, это оставалось лишь его личной практикой. Он считал себя единственным в Японии, кто по-настоящему практикует кототама, и не давал никаких реальных инструкций. Кототама — это нечто такое, что каждый человек должен открыть для себя сам При этом может быть использован любой язык, поскольку в каждом человеческом языке есть действенные слова-духи.
Некоторые люди, вероятно, не согласятся с последним утверждением (включая самого Морихэя, который унаследовал культурно обусловленное тщеславие Омото-кё и был уверен в том, что звук СУ встречается только в японском языке). Такого рода лингвистический провинциализм — «Наш язык самый лучший и самый прекрасный, с ним не сравнится ни один язык мира» — был (и по-прежнему остается) широко распространенным, но чем больше мы будем узнавать об универсальных аспектах слова-духа, тем сложнее будет серьезно отстаивать такие близорукие взгляды. Когда я сталкиваюсь с аргументами лингвистических пуристов, я люблю рассказывать одну тибетскую сказку:
Набожная, но неграмотная старая крестьянка посвятила себя уходу за боль-ными. Ее молитвы, плохо произнесенные и грамматически неправильные, тем не менее, оказывали умиротворяющее воздействие на всех больных, о которых она заботилась. Многие люди говорили, что ее молитвы полностью излечили их от болезней. Однажды старуху посетил ее сын, проведший много лет в отдленном монастыре и ставший невероятно ученым. Сын ужаснулся неправильной дикции и искаженному синтаксису своей матери и научил ее правильной структуре предложений и стандартной пунктуации молитв. После того как он уехал назад в монастырь, старуха возобновила свою благотворительную деятельность. Она довольно неловко пыталась правильно выговаривать слова молитв, но вскоре обнаружила, что при этом их целительные свойства исчезли. Тогда она снова вернулась к своим старым грубым, но искренним молитвам, и ее чудесные целительские способности вернулись.
Кототама — это не волшебная абракадабра и действует только тогда, когда ей сопутствуют искреннее отношение, подлинное сострадание и глубокая мудрость.
Еще один важный аспект кототама — это киай, боевой крик Айкидо. На физическом уровне киай представляет собой воодушевляющий крик, исходящий из живота, отражающий гармонизацию тела и сознания. На духовном уровне киай — это побуждающая сила, придающая форму твердому намерению и полной концентрации. Внешний киай Морихэя внушал благоговейный ужас — его крики можно было услышать за милю, — в то время как его внутренний киай давал ему возможность нейтрализовать атаку еще до того, как она начиналась. Даже когда Морихэй был уже при смерти, его киай все равно оставался невероятно мощным. Несмотря на то что Морихэй был настолько слаб из-за своей последней болезни, что его приходилось нести вверх по лестнице, как только он входил в храмовую комнату и начинал чувствовать божественное присутствие, он гордо выпрямлялся во весь рост, расставлял руки в стороны и отбрасывал помогавших ему передвигаться учеников.
Киай составляет сущность всех японских искусств. Говорят, что мастер чайной церемонии Рикю настолько переполнялся киай во время церемонии, что даже самый искусный самурай не мог почувствовать у Рикю ни одного открытого для атаки места. Знатоки суси настаивают на том, что могут почувствовать, какой на вкус будет сырая рыба с рисом, по качеству киай в приветствии «Добро пожаловать», которое выкрикивает шеф-повар, когда клиент заходит в магазин. Коротко говоря, киай — это кототама энергии жизни.
Воплощение кототама на техническом уровне называется ямабико, «горное эхо». Морихэй часто представлял свое учение в форме поэзии стиля вака, которая является еще одной разновидностью кототама (можно проследить параллель в латинском cantare, означающем как «песню», так и «заклинание»). Относительно ямабико Морихэй пел:
Объедини себя
С небом и землей;
Стань в самом центре
С сердцем, воспринимающим
Поток горного эха.
Подобно тому как горное эхо вбирает в себя любой звук любого языка, произнесенный каким угодно образом, так же и техники Айкидо, выполненные на высшем уровне, дают человеку возможность среагировать, вобрать в себя и обратить вспять любой вызов, независимо от обстоятельств.

КИ - ВСЕЛЕНСКАЯ ЭНЕРГИЯ
(Из книги Джона Стивенса «Секреты Айкидо»)

Ключевая для становления азиатских культур, концепция ки (ци по-китайски) на Западе стала известна сравнительно недавно. Однако ки не так-то просто дать определение на любом языке. Ки — это активная действующая сила творения: «Мириады вещей, несущих инь и включающих в себя ян, достигают посредством ки гармонии». Таким образом, ки синонимично самой жизненной силе: «Если есть ки, то это жизнь. Если нет ки, то это смерть». Как животворящий принцип, ки заставляет мир функционировать: она поддерживает ветер и дождь, ее можно ощущать как жар или холод, она течет в крови, и даже придает форму горам и рекам. В этом смысле ки — это универсальная энергия.
Морихэй излагал космические принципы ки не только в общих выражениях, но и подбирал слова для описания более определенных условий. Ки означает живость и здоровье, как это выражено в японском слове гэнки, «первоначальное ки». Практика Айкидо, учил своих учеников Морихэй, способствует развитию этой первоначальной ки и поддерживает в человеке жизненные силы и здоровье. Человек также должен научиться фокусировать ки: «Сила пребывает там, где ки сконцентрирована и стабильна; смятение и злоба царят там, где ки бездействует». Ки также показывает «отношение» человека к вещам. Позитивная ки необходима для ментального и физического здоровья. Еще одно значение ки — это чувствительность, восприятие сил, которые нельзя увидеть глазами — например, электрический ток и звуковые волны на физическом уровне и ауру на духовном уровне.

Ки является важнейшим фактором всех боевых искусств Азии. В Китае развитие ки (ци) является основой каждой школы и каждого стиля; в Японии будо, айки («слияние ки») и киай («проецирование ки») были всем, о чем свидетельствует приведенная ниже японская сказка девятнадцатого века:
Молодой фехтовальщик по имени Сирай бросил вызов старому мастеру Тэраде. Другие фехтовальщики клялись, что видели, как искры слетают с кончика деревянного меча Тэрады, и Сирай, столкнувшись с ним лицом к лицу, убедился, что это были не слухи. Сирай, глубоко потрясенный силой ки Тэрады, просто застыл на месте. После этого случая Сирай стал прилежным учеником Тэрады и, в конце концов, постиг таинства ки. Теперь, когда на Сирая двигались противники, он принимал стойку, наполненную ки, и останавливал их волной ки, шедшей от кончика его боккэна. Он был непобедим.
В более близкое нам время Морихэй демонстрировал подобные чудесные способности, даже когда он был уже стар и с виду слаб. Когда Морихэй находился в додзё, он собирался с силами, концентрировался и проецировал ки так мощно, что его укэ разлетались в разные стороны.
Конечно, можно выполнять определенные упражнения на развитие ки и на ее «тестирование», однако Морихэй рекомендовал позволять силе ки развиваться естественно и полно в контексте регулярных тренировок Айкидо.

КОКЮ - ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ
(Из книги Джона Стивенса «Секреты Айкидо»)

Несмотря на то что кокю неразрывно связано с ки, между этими двумя силами существует некоторое различие. Однако, поскольку кокю также трудно определить, как и ки, точно сформулировать эти различия не представляется возможным. Кокю — это, в первую очередь, «дыхание», физический акт вдоха и выдоха. Дыхание является основным фактом нашего существования — «В начале было Слово» также можно перефразировать как «В начале было Дыхание», — без которого мы несомненно умрем. (В Синто есть теория, согласно которой люди делают выдох во время рождения и вдыхают во время смерти.)
В Индии дыхание называется праной. Вдох рождает семя-слог ХАМ («Я»), а выдох порождает семя-слог СА («это»). Естественный акт дыхания создает непрерывную мантру ХАМ-СА, «Я Это!» — саму божественную жизнь. Таким образом, получается, что дыхание — это естественная и спонтанная молитва, мантра, которая согласно тантрическим текстам повторяется 21 600 раз в день. В японском эзотеризме выдох — это хаку, мужское, а вдох — су, женское.
В каждом цикле нашего дыхания присутствует естественная гармония мужского и женского, огня и воды, а также формирование ками.
Кокю, подобно ки, воспринимается как всепроникающая сила: «Дыхание — это нить, связывающая творение вместе». Вся Вселенная дышит — прилив отмечает пик космического вдоха, а отлив означает, что цикл космического дыхания завершен. Идзанаги и Идзанами на самом деле все еще живы, они тесно связаны друг с другом; Идзанаги делает один полный вдох каждые 182,5 дня с середины зимы до середины лета, а Идзанами делает свой вдох в течение следующих 182,5 дней, с середины лета до середины зимы.
Морихэй рекомендовал каждому ученику объединять свое индивидуальное дыхание с космическим дыханием:
Представьте себе прилив и отлив. Когда волны накатывают, чтобы удариться о берег, они вначале вздымаются, а затем с шумом падают. Ваше дыхание должно следовать той же модели, всасывая при каждом вдохе в живот всю Вселенную. Знайте, все мы имеем доступ к четырем сокровищам: энергии солнца и луны, дыханию небес, дыханию земли и смене приливов и отливов.
Технически, кокю подразумевает «концентрированную силу» и «хороший тайминг». Кокю является своеобразным генератором, придающим силы искусным мастерам — позволяющим музыканту держать бесконечно длинные ноты, актеру театра Но часами двигаться по сцене в полном костюме, а мастеру боевых искусств без устали справляться с нападающими один за другим противниками. В Айкидо существует специальный набор упражнений, используемых для развития силы дыхания. Выполняющий эти упражнения человек учится, как дышать всем телом и генерировать таким образом взрывную энергию. (Разницу между киай и кокю в данном случае объяснить не так-то просто).
Кокю — это хороший тайминг между художником и его средством самовыражения, между мастером и учеником, между укэ и нагэ, между человеком и миром. Если кокю двух людей или группы не синхронизировано, то это определенно сулит неприятности. Первоначальное значение гавайского приветствия «алоха» основано на этой посылке. Алоха означает «ощущать ха», ощущать дыхание или жизненную силу другого. То есть два человека становятся друзьями в результате обмена и слияния своих алоха, своих кокю. Кроме того, кокю понимается как естественный ритм, существующий во всех видах деятельности, — для достижения реального успеха в любом предприятии человек должен находиться в гармонии с кокю текущего момента. В этом и состоит «трюк» правильного движения в Айкидо и любом другом искусстве.
РЭЙ - БЛАГОДАРНОСТЬ И УВАЖЕНИЕ
(Из книги Джона Стивенса «Секреты Айкидо»)
Как любое истинное искусство, Айкидо начинается и заканчивается с рэй, уважения. На низшем уровне уважение подразумевает правильный этикет и сдержанность. В Синто же этот естественный этикет должен исходить из макото, искреннего и уважительного подхода к жизни, осознания Божественного, наполняющего все вокруг. Точно так же индейские вожди утверждают, что именно «уважение» является фундаментом культуры коренных американцев. Это не просто уважение к другим людям, но также уважение к инструментам и посуде, которые мы используем в нашей повседневной жизни, к животной и растительной пище, которую мы едим, а также к солнцу, воздуху и воде, которые поддерживают в нас жизнь.

Когда традиционный японский ремесленник приобретал новый инструмент, он его не использовал до тех пор, пока не освящал должным образом. Многим инструментам давались имена, в ознаменование того факта, что инструмент отныне становился частью семьи ремесленника. В День Нового Года ремесленник заботливо чистил и полировал свой инструмент и делал ему подношение в виде праздничных рисовых пирожных. Когда инструмент в конце концов изнашивался, его не просто выбрасывали, а формально провожали на отдых в специальной церемонии в честь его долгой и верной службы.

В Айкидо мы считаем дзё и кэн своими инструментами. Ни один инструмент не будет срабатывать должным образом, если с ним непристойно обращаться.

ТИНКОН-КИСИН (УСПОКОЕНИЕ ДУХА, ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКУ)
(Из книги Джона Стивенса «Секреты Айкидо»)

Тинкон означает «остановиться и успокоить дух». Это общий подход, используемый повсюду в религиозных практиках. Наша повседневная жизнь полна отвлекающих внимание вещей. Большинство людей замечает, что их физическая и психическая энергия быстро рассеивается, расходуясь на большие и маленькие внешние события. Поэтому необходимо регулярно собираться с духом посредством какой-нибудь формы спокойной медитации.
В своем тинкон Морихэй полагался на традиционные методы Синто:
1. Тори-фунэ (коги-фунэ ундо), «гребля на лодке» (перемежаемая выкриками кототама ЭС-СА, ЭС-СА). Это упражнение все еще остается популярным во многих додзё Айкидо. Оно развивает устойчивость тела, а также помогает концентрировать сознание.
2. Отакэби, «отважный крик победы», в какой-то степени похож на восклицание «гип, гип, ура!» Обычно отакэби включает крики кототама ИКУ-ТАМА, ТАРУ-ТАМА и ТАМА-ТОМАРУ-ТАМА, за которыми следует выкрикивание имени синтоистского божества.
3. Окоробо, «ритуал очищения». Человек правой рукой формирует мудру «копье» и с резким киай делает ею рубящее движение вниз, чтобы разогнать всех находящихся поблизости демонов.
4. Ибуки, «глубокое дыхание тела», и фуритама, «вибрация духа». Упражнения на глубокое дыхание могут иметь различные формы (одно из таких упражнений можно увидеть в церемонии посвящения, исполняемой абсолютным чемпионом сумо). В фуритама руки плотно сжимаются вместе перед тандэном, а затем ими трясут вверх и вниз, чтобы успокоить дух и вызвать вибрации души.
Морихэй, выполняющий упражнение тори-фунэ (коги-фунэ). Ритм кототама, сопровождающих греблю, следующий: И (от себя) КУ (к себе) МУ (от себя) СУ (к себе) БИ (от себя). Это традиционное упражнение тинкон по-прежнему широко практикуется в Айкидо.
.Тинкон должен привести к кисин, «возвращению к ками», еще более глубокому созерцательному состоянию, при котором человек погружается в божественное. Для достижения такого состояния Морихэй однажды порекомендовал следующий способ:
Сядьте спокойно в сэйдза или дзадзэн. Закройте глаза и сложите руки в космической мудре. Сначала примерно в течение двадцати минут созерцайте царство явленного — как мир выглядит и как его можно почувствовать. После того как успокоитесь, погрузитесь в царство скрытого и вернитесь к истоку всех вещей, кототама СУ. Оставайтесь здесь, в центре, как можно дольше, минут сорок или около того
Морихэй занимался этими практиками с самого раннего детства, и они были неотъемлемой частью его существа, но он никогда не делал их обязательными для своих учеников. По сути дела, он рекомендовал ученикам выбирать и выполнять такие упражнения тинкон-кисин, которые соответствовали бы их собственным потребностям и подготовке. Однако в то же время Морихэй подчеркивал бесспорную важность некоторых форм медитации для практики Айкидо: «Если ваш тинкон-кисин хорош, то вы можете понять все».

МИСОГИ - ОЧИЩЕНИЕ ТЕЛА И СОЗНАНИЯ
(Из книги Джона Стивенса «Секреты Айкидо»)

Очищение водой является еще одним универсальным религиозным обрядом. Индусы смывали свои грехи в священной реке Индии с начала истории. Евреи практикуют ритуальное погружение, мусульмане совершают омовение, а христиане и буддисты используют воду в церемониях инициации: крещения и абхишеки. Коренные американцы сооружают вигвамы-парные («Если сердце не чисто, то нельзя увидеть Великий Дух», — говорил старейшина Черный Лось). Гавайцы совершают хи увай (омовение) в водах Тихого океана.
В Японии такого рода очищение называется мисоги. Побывав в мрачном мире мертвых, Идзанаги пошел очиститься от скверны в быстрых водах Татибана-но-Одо (Кодзики 1:11). В результате мисоги Идзанаги родились божества Аматэрасу и Сусано-о, поэтому очищение в воде — в океане, под водопадом или из «ледяного ведра» — всегда было в Японии одной из центральных религиозных практик.
Однако смывание с тела грязи было всего лишь одним видом мисоги. Было также мисоги поста и правильной диеты для очищения тела от токсинов. Было мисоги сердца, практиковавшееся для избавления от злых мыслей, недобрых слов и плохих поступков. Было мисоги окружающей среды — содержание всех вещей вокруг в чистоте и порядке. После достижения совершенства во всех этих прак-тиках мисоги становилось ритуалом позитивных изменений и обновления.
Морихэй выполнял все эти традиционные ритуалы мисоги, но, в конце концов, сделал вывод, что Айкидо само по себе является всеобъемлющей формой мисоги: «Сущность Айкидо в том, чтобы очиститься от злобы, стать гармоничным со своим окружением и очистить свой путь от всех препятствий и барьеров».
В Айкидо существует мисоги-но-дзё, «шест очищения». Морихэй использовал мисоги-но-дзё для подготовки к каждой тренировке. В своем мисоги-но-дзё (который каждый раз отличался от предыдущего) Морихэй объединял четыре направления, небеса и землю, а также три царства: явленного, скрытого и божественного.
Морихэй часто цитировал строфу из стихотворения, которое он выучил, когда занимался искусством владения копьем Ходзоин: «Кроме всего прочего, Путь состоит в исправлении своего собственного сердца; после этого вы можете встре-чаться лицом к лицу с любым врагом, уверенным в победе».
И в самом деле, для Морихэя мисоги и Айкидо стали синонимами, «очищением тела и души, лучезарным состоянием неприкрашенной чистоты, достижением истинной гармонии, красотой, исполненной жизни и энергии».

МАСАКАЦУ АГАЦУ КАЦУХАЯБИ
(Из книги Джона Стивенса «Секреты Айкидо»)

Масакацу Агацу Кацухаяби — это девиз Айкидо. Маса означает «истинный, правильный, прямой»; кацу — это «победа, триумф, успех»; А — «сам». Таким образом, первую часть фразы можно буквально перевести как «Истинная победа — это победа над собой». (Это понятие сходно с учением Ислама о том, что «менее значителен джихад против неверных, а более значителен джихад против самого себя».) Другие возможные интерпретации Масакацу Агацу включают:
«Непоколебимое мужество, соединенное с неослабевающими усилиями».
«Подчините свою низменную природу — и вы всегда будете выходить победителем».
«Истина освободит вас от страха и сомнений».
Хая — это «стремительный, быстрый, динамичный», а би (хи) — «солнце, день, свет». Буквальный перевод кацухаяби (еще произносится как катихаяби) — «День (время) стремительной победы!» Эта фраза также может иметь такие дополнительные значения:
«Достижение многих целей одновременно».
«Состояние существования, выходящее за пределы времени и пространства».
«Каждый момент и каждое движение энергичны и ярки!»
В конечном счете каждый, следующий по Дороге Айки, должен прийти к своему собственному пониманию этого девиза. Ниже приведены две дока Морихэя, посвя-щенные Масакацу Агацу Кацухаяби:
Истинная Победа — это Победа Над Собой!
Достигни гармонии
с самой сутью
и найди спасение прямо
внутри своей души и своего тела!
Наблюдая за этим миром,
я иногда сокрушенно вздыхаю,
но затем я продолжаю свою битву,
омытый кружащимся светом,
приближая День Стремительной Победы!
МА-АЙ
(Из книги Джона Стивенса «Секреты Айкидо»)

Одной из отличительных черт азиатской культуры является ма, которое может означать, в зависимости от обстоятельств, «место», «пространство», «промежуток», «тайминг» или «ритм». В живописи ма широко используется как негативное пространство. Это означает, что большие куски полотна оставляются пустыми или едва закрашенными, чтобы вызвать ощущение облаков, далеких гор, широких водных просторов и тому подобного. В каллиграфии расположение в пространстве имеет еще более важное значение, и признаком настоящего мастера является способность естественно расположить иероглиф в правильном месте.

Ма также проявляется в музыке, танце, драме, комедии и литературе. Это ма принадлежит царству интуиции и тайминга, и оно представляет собой своего рода трехмерное кокю. Возьмем, к примеру, драму Но. Музыканты, аккомпанирующие актерам, нередко издают энергичные выкрики точно в нужный момент в интервалах между часто меняющимися репликами актеров. Такие выкрики, конечно, нельзя вписать в партитуру — их нужно издавать спонтанно. Ма имеет такое же решающее значение для успеха театральных видов искусств, как и кокю, — один современный японский комик даже покончил с собой, потому что потерял «чувство ма». Одна из причин немногословности японской поэзии — всего лишь восемнадцать слогов в случае хайку — заключается в том, что читатель сам должен войти в пространство ма между каждым словом и фразой и разглядеть замысел поэта.

Ма-ай имеет определяющее значение в будо. Если ты слишком далеко от противника, ты не можешь нанести удар или контратаковать; если слишком близко, тебя окружили. В классических воинских искусствах сначала всегда защищается учитель или старший ученик, так как начинающий ученик не в состоянии моментально изменять свой ма-ай в зависимости от ситуации.

В более широком смысле ма-ай означает способность оценивать пространство другого человека, учиться приспосабливаться к различным условиям и развивать хорошее чувство тайминга в людских делах — в точности то же, что и Айкидо.

САНГЭН
Из книги Джона Стивенса "Секреты Айкидо")

Морихэй часто отмечал: «Единственный способ, которым я могу объяснить Айкидо, — это нарисовать треугольник, круг и квадрат» — три самые совершенные пропорции геометрии.

Треугольник с вершиной, направленной вверх, символизирует огонь и космический линга; а с направленной вниз — воду и космическую йони. Три стороны треугольника представляют различные триединства: небеса, землю и человека; сознание, тело и дух; прошлое, настоящее и будущее. Треугольник обозначает аспект потока ки.

Круг — это универсальная эмблема бесконечности, совершенства и веч-ности. Природа проявляется в кругах, кругооборотах и спиралях. Круг — это ноль, пустота, реализующая все вещи. Он представляет жидкий аспект.

Квадрат устойчив, упорядочен и материален. Это основа физического мира, состоящая из земли, воды, огня и воздуха. Квадрат обозначает твердый аспект.

Не менее важно понимание сангэн в их трехмерных формах: тетраэдр (пирамида), сфера и куб. Морихэй говорил о трех основах:
Треугольник представляет генерирование энергии и инициативу — это наиболее устойчивое физическое положение. Круг символизирует объеди-нение, ясность и совершенство — это источник безграничных техник. Квадрат обозначает форму и твердость — основу применяемого контроля.

«Искусство Мира» (Морихей Уэсиба)

Айкидо - Истинное Будо (Морихей Уэсиба)

Биография Мастера Морихея Уэсибы

По ту сторону Знания (Три Тхонг Данг)

Секреты Айкидо (Джон Стивенс)






это интересно:


обретение дао


искусство мира

удивительная япония
Хостинг от uCoz